Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Вопросы и ответы

Святыни города Муром. Часть 3 — Спасо-Преображенский мужской монастырь

Му́ромский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь («Спа́сский что на Бору́») — мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.

Спасо-Преображенский мужской монастырь Мурома — одна из древнейших обителей Православной Руси. (Хронологически старше его только Киево-Печерская лавра).

С монастырем непосредственно связаны имена таких общерусских святых, как прп. Илья Муромец, св. князья Петр и Феврония.

В советский период обитель была закрыта, в ее стенах находилась воинская часть (в одном храме — спортзал, в другом — склад, на территории — военный плац и три казармы).

В 1995 году, накануне 900-летия Спасской обители, академик Д.С. Лихачев обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей святыни. В результате было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда степень разорения обители стала едва ли не более очевидной.

Молодому монаху, а ныне игумену монастыря Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на восстановление святыни. По сути надо было строить обитель заново, что сопрягалось с чрезвычайными трудностями, в том числе организационного и материального характера. И все же процесс восстановления, начатый поначалу стараниями очень немногих людей, привел к возрождению древней иноческой святыни.

Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Этому предшествовало проведение летом 2003 года во Владимире конференции Ассоциации контрольно-счетных органов России. В качестве культурной программы было предложено ее участникам ознакомиться с достопримечательностями края, в том числе со Спасо-Преображенским монастырем Мурома. Степень разрушения древнейшей русской обители произвела глубокое впечатление на посетителей.

Остаться в стороне оказалось невозможным, и, вернувшись в столицу, участники конференции передали председателю Ассоциации С. В. Степашину обращение архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой способствовать восстановлению монастыря. Руководитель Счетной палаты РФ с готовностью откликнулся на эту просьбу.

Вскоре нашлись единомышленники. Аудитор Счетной палаты С. Н. Рябухин работал в прошлом на строительстве Ульяновского авиационного комплекса. Было решено, что ему лучше других удастся организовать восстановительные работы. Так был создан Попечительский совет по воссозданию Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Примечательно, что попечители не стали создавать никаких внебюджетных, благотворительных фондов. Решили, что благотворительные пожертвования будут направляться непосредственно на счет монастыря. Первыми откликнулись «Газпром», «Интеррос», ИК«РИК-ВЭСТ», ИФК «Метрополь», «Сибирская угольная энергетическая компания», «Трансмаш-холдинг».

Личные пожертвования сделали многие предприниматели Москвы и Санкт-Петербурга. Самые разные люди внесли свой вклад в восстановление монастыря не только деньгами, но и посильной помощью в строительных работах.

Главные исторические вехи жизни обители

Древнейшая иноческая обитель Руси Муромский Спасский монастырь основан святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь, однако, не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах обители пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался), прп. Серафим Саровский, посещавший своего сотаинника — святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Еще одна яркая страница в истории связана с Иоанном Грозным. В 1552 году царь возглавил поход на Казань. Один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. Город был по сути превращен в военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правобережье Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее.

https://www.youtube.com/watch?v=-vFD9D1cR18

Иоанн Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. Государь сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм русский царь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм. В нижнем этаже этой церкви размещались «хлебня, мукосейня, хлебодарня, поварня, пекарня, да палаты».

Не лучшим образом сказался на жизни обители период правления Екатерины Великой, издавшей Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Однако Спасо-Преображенский монастырь выстоял. Способствовало этому факту одно очень важное событие — со Святой горы Афон в 1878 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной святыней обители.

Воины и их сродники особо почитают хранящийся в обители образ св. вмч. Георгия Победоносца с древним мощевиком.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи старца Серафима.

Древняя обитель, неоднократно за свою многовековую историю претерпевавшая разорение (в ХШ в. — от монголо-татар, в ХVII в. — от поляков, в ХХ в. — от советской власти), ныне возрождена из руин.

Спасо-Преображенский монастырь, расположенный в древнем Муроме, является одной из старейших российских обителей – впервые о нем упоминается в «Повести временных лет». Главный собор монастыря стал каменным во времена Ивана Грозного – царь выделил средства на строительство после того, как взял Казань.

При Петре Первом здесь открыли первое в Муроме учебное заведение для детей священнослужителей. Во время реформ, которые проводил патриарх Никон, в монастыре некоторое время были старообрядцы. В советские времена обитель закрыли, но в девяностые годы вернули верующим. Об этом просили не только обычные муромчане, но и многие известные люди, например, академик Лихачев.

Сегодня обитель действующая: храмы отреставрированы, на месте некрополя возвели часовню-костницу, на нижнем этаже которой выставлены черепа, обнаруженные при раскопках. В монастыре хранится точная копия афонской иконы Богоматери «Скоропослушница», есть статуя Ильи Муромца с частицей его мощей, раки с мощами Петра и Февронии, крест с частицей Креста Господня.

  • Туристы могут посетить эту обитель со вторника по пятницу. Монастырь открыт для посетителей с 10.00 до 17.00. Если вы хотите побывать здесь с паломничеством в период праздников, заранее свяжитесь с обителью по телефону.
  • Остановиться в Братском корпусе или паломнической гостинице можно ежедневно, в период с 9.00 до 20.00.

Паломнический центр предлагает такие экскурсионные программы:

  • обзорная по городу Мурому;
  • поездка в Карачарово – село, откуда, согласно преданиям, родом Илья Муромец;
  • посещение села Лазарево, где родилась и жила праведная Иулиания, чьи мощи хранятся в обители;
  • поездка по четырем муромским монастырям.
  • за внешним видом (женщины должны покрыть голову и надеть юбки или платья, мужчинам нельзя быть в шортах или спортивной одежде);
  • отключать телефоны или переводить их в беззвучный режим;
  • фотографировать в храме со вспышкой;
  • шуметь на территории монастыря;
  • здесь нельзя употреблять спиртные напитки, курить, фотографировать иноков без разрешения.
День недели Служба Время начала
Понедельник-суббота Часы, литургия
Утреня, вечерня
8.00
17.30
Воскресенье Часы, литургия
Поздняя литургия
Утреня, вечерня
8.00
10.00
17.30

Спас на Бору, как называли эту обитель в одной из летописей, привлекает паломников и туристов из разных уголков России. Сюда едут, чтобы полюбоваться пятью величественными храмами монастыря, помолиться иконе «Скоропослушница», побывать в музее, открытом при обители, и увидеть памятники древней письменности.

Спасо-Преображенский мужской монастырь города Муром — древнейшая обитель Святой православной Руси. (Старше его только Киево-Печерская лавра). Чудо земли русской!

Стоит на высоком берегу Оки и, словно огромный православный ковчег, плывет в синеве неба. Два храма, ризница, братский корпус, часовни…

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма — необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи.

Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом Владимировичем (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира).

Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

Спасо-Преображенский собор. г.Муром

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича (князь Муромский 1095—1096 гг., второй сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской).

История основания

По преданию, монастырь был основан в 1096 году святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первым русским святым, сыном Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь не смог поселиться в самом городе среди язычников и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу.

Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году царь пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово.

По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм Государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Так выглядел монастырь до революции. В 20 веке он был закрыт. Здесь разместилась воинская часть.

Свято-Троицкий женский монастырь был построен в середине XVII века на средства богатого муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова. На месте деревянной церкви Святой Троицы, построенной в 1351 году по велению князя Юрия Ярославича, в 1642-1643 гг. был воздвигнут каменный храм в честь Живоначальной Троицы.

Рядом с Троицким собором в 1648-1552 гг. на одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная церковь и колокольня. Казанская церковь также украшена изразцами, а колокольня, благодаря прорезным граням шатра и «кружевным» деталям убора, совершенно лишена тяжеловесности. Архитектура обеих построек настолько ажурна и воздушна, что кажется, будто они стоят без всякого фундамента.

Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Cвято-Троицкий женский монастырь (1889г.)

В XIX веке ансамбль монастыря полностью сформировался: были построены каменные келейные корпуса, каменная ограда и здание церковно-приходской школы. В 1975 году на территорию монастыря был перевезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Купола этого храма покрыты лемехом из ольхи, которая на солнце отливает серебром. Богослужения в храме совершаются только летом.

Среди монастырских традиций было распространено искусство вышивки золотом, серебром и драгоценными камнями. Руками монахинь были украшены оклады многих икон обители. Один из старинных образов XVII века – икона Казанской Божией Матери с ризой, расшитой сестрами Троицкого монастыря, хранится в Муромском историко-художественном музее. В настоящее время вышитые иконы украшают и интерьер Троицкого собора.

Свято-Троицкий женский монастырь был закрыт в 1933 году. Его ансамбль считался памятником архитектуры и находился под охраной государства.

Древний, как Русь

«Повесть временных лет» устанавливает один год рождения – 862-й – для пяти древнейших русских городов: «…И по тем городам… перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьсте кривичи, в Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома…» Мурому считают финно-угорским племенем, близким к мордве. Это племя было полностью ассимилировано славянами к X-XII вв.

Крещение Мурома

После убиения князя Глеба братом Святополком в 1015 г. городом управляли наместники киевских и черниговских князей. В Муроме они не жили, и предоставленные сами себе муромцы оставались язычниками.

В 1097 г. на съезде князей в Любече Муром был передан в удел сыну Святослава Черниговского Ярославу. Возможно, Ярослав Святославович и был тем святым князем, которого церковный писатель XVI в. называет Константином Святославовичем. Вероятно, Ярослав постригся в монашество или в схиму с именем Константина.

Константин Святославович прибыл на княжение в языческий Муром с женой Ириной, сыновьями Михаилом и Феодором, епископом Василием и иконой Божией Матери, впоследствии названной «Муромской». Чтобы войти в город с миром, князь послал к муромцам своего сына Михаила. Как это было, опять-таки рассказывают по-разному.

Только перед силой княжеской дружины муромцы отворили ворота города. Над могилой сына Константин построил храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Еще по теме  Самые красивые места Адыгеи (Фото)

Но язычество сопротивлялось. Однажды муромцы окружили двор князя с намерением убить его. Константин, помолясь, вышел к ним с Муромской иконой Божией Матери, и, по преданию, свершилось чудо: язычники смирились и упали на колени, прося крестить их. Этот двор находился на Старом Вышнем городище, где сейчас стоят Свято-Троицкий и Благовещенский монастыри. Первый епископ Мурома Василий крестил муромцев в водах Оки.

За годы правления Константина Муромское княжество укрепилось не только как восточный оборонительный форпост Руси, но и как важный центр торговли с южными и восточными народами. Князь Константин преставился в один год со своим сыном Феодором. Они были похоронены в Благовещенской церкви, на том же месте лежат их святые мощи и теперь – в Благовещенском соборе Благовещенского мужского монастыря.

По преданию, около 1290 г. старице Варсонофии в ночном видении явилась Божия Матерь со святым князем Константином и его сыновьями и сказала: «Иди и скажи жителям Мурома, что в церкви Благовещения почивают нетленно мощи святых благоверных князей Константина и чад его, которые подают исцеления». После того как видение повторилось, старица пошла к епископу. Исцеления от мощей святых князей совершаются и теперь. Память благоверных князей Константина, Михаила и Феодора празднуется 21 мая (3 июня).

О двойнике святого Константина – князе Ярославе Святославиче – историческая наука говорит, что он умер в 1129 г. и после него Муромом по очереди управляли три его сына – Юрий, Святослав и Ростислав. В 1154 г. Юрий Долгорукий силой взял власть над Муромом и отдал его своему сыну Андрею Боголюбскому. Но Ростислав Ярославич вернулся с половцами, разбил дружину Андрея и снова водворился в Муроме.

Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Запустение и возобновление города

Первой из больших городов Руси удар Батыя в 1237 г. приняла на себя Рязань. Под Рязанью погиб и тогдашний муромский князь Юрий Давыдович. Соседний Муром Батый разорил дважды – в 1237 и 1239 гг. О втором нашествии летописец написал: «Обеспамятствовавшие жители не могли нигде найти безопасность: матери плакали о детях, на их глазах растоптанных конями татарскими; живые завидовали спокойствию мертвых».

Всего же только с 1237 по 1293 г. Муром был разорён шесть раз. Последний – в 1293 г. – из-за междоусобиц город разорил великий князь Андрей, сын Александра Невского. Оставшиеся в живых поселились к северу от развалин города.

Восстановил город князь Юрий Ярославич, получивший город в удел в 1351 г.

Между Москвой и Казанью

В 1392 г. сын Димитрия Донского Василий присоединил Муромское княжество к Московскому. Муром стал одним из восточных рубежей Москвы. С 1440-х гг. начались набеги казанских татар на Муром и походы москвичей на татар. За век с небольшим – до взятия Казани – муромская дружина участвовала во множестве оборонительных сражений, освобождении Нижнего Новгорода и двух походах на Казань.

Лихолетье. Праведная Иулиания Муромская

В 1570 г. эпидемия опустошила Муром. За ней последовал голод, спасаясь от которого остатки жителей разбежались по деревням.

Восстанавливался город медленно. Спустя четыре года в Муроме проживало лишь 149 человек. А ещё через несколько лет голод снова поставил Муромскую землю на грань выживания. В этих испытаниях проявились добрые качества вдовы помещика из села Лазаревское Иулиании.

В шесть лет Иулиания осталась сиротой, и её взяла к себе в Муром бабушка. По преданию, уже тогда девочка отличалась скромностью, тихостью, любовью к молитве, хотя Божиим заповедям её никто из людей не учил. В 16 лет она вышла замуж за владельца близлежащего села Лазаревское Юрия Осоргина и переехала в его дом.

Четыре сына и две дочери Иулиании умерли во младенчестве. Когда же двух взрослых сыновей убили, она хотела уйти в монастырь. Но муж словами прп. Космы убедил её до конца нести семейный крест; они стали жить с мужем как брат с сестрой.

Когда при Борисе Годунове на муромскую землю снова пришёл голод, мужа Иулиании уже девять лет не было в живых. Праведница продала скот, всё движимое имущество и кормила свою челядь и всех, кто просил у неё. Когда хлеб кончился, Иулиания дала свободу тем слугам, которые захотели уйти, а с оставшимися переселилась в с.

В конце 1613 г. праведная Иулиания занемогла и через неделю скончалась. В минуту смерти все окружающие видели на её голове золотой венец, а дом наполнился благоуханием. По завещанию Иулиании её похоронили в Лазаревском, рядом с мужем. В том же 1614 г., когда рыли могилу для их сына, обрели её мощи нетленными и мироточащими; от них многие получили исцеление. Память праведной Иулиании Лазаревской празднуется в день её смерти – 2 (15) января.

До 1989 г. мощи святой хранились в музее. Сейчас они покоятся в муромской Николо-Набережной церкви.

Первое жизнеописание Иулиании составил её сын Калистрат Осоргин. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой – семья православного священника из Франции; привезли образ праведной Иулиании.

Содержание

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь.

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества. Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют».

В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, и на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей.

В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее — Митрофан (Загорский). В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В 1918—1919 годах монастырский Преображенский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц.

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращён.

Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича.

Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации.

Фото обители

В 1995 году, накануне 900-летия Спасской обители прославленный академик, хранитель русской истории Д.С. Лихачев обратился к Патриарху Всея Руси Алексию II с ходатайством о возрождении древнейшей Святыни. Его слова были услышаны. Было принято решение о выселении воинской части. После ее выезда, хаос и разорение святыни имели еще более вопиющий вид. Вот фотографии того, что было в 1996 году и начало возрождения монастыря в 1997 году.

Молодому монаху, а затем игумену монастыря о.Кириллу (Епифанову) тогда было дано благословение на строительство монастыря. По сути надо было строить обитель заново. Не было ни людей, ни денег. Но главное был Божий промысел. Чудо свершилось. И это удивительно, ведь в самом начале все это поднималось стараниями очень немногих людей. Вот видео-репортаж от 26.04.1997 года и интервью о.Кирилла, где видно, из каких руин поднимался монастырь.

За 10 лет обитель возродилась и стала являть миру красоту Божественную, необычайную. Находясь сегодня на территории восстановленного монастыря невозможно даже представить, из каких руин была вновь она воссоздана.

Давайте «пройдемся» по всей территории этого удивительного монастыря, прикоснемся к его многочисленным святыням.

Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

В настоящее время на территории монастыря находится 2 больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус. Все это расположено на очень ухоженной территории.

При входе на территорию монастыря сквозь ворота в крепостной стене мы оказываемся в сказке.

Перед нашим взором открывается просторная территория с многочисленными храмами и часовенками, красивейших пруд с распускающимися лотосами, а в воздухе витает невероятный аромат хлеба и сдобы из местной монастырской пекарни. Но начнем свой обзор, конечно же с храмов.

  • Ансамбль монастыря поражает своими строгими и лаконичными линиями.
  • В монастырском пруду растут прекрасные лотосы, которые распускаются каждое утро.
  • Часовня Николая и Ильи выглядит по-настоящему нарядно и празднично.
  • В обители царит тишина, позволяющая задуматься о вечном.
  • Надвратная церковь этого монастыря носит имя Кирилла Белозерского.
  • Костница – это уникальная и очень необычная часовня, которую построили на месте монастырского кладбища.
  • В монастыре есть деревянная статуя Ильи Муромца с частицей мощей этого святого, привезенной из Киево-Печерской лавры.

Современное состояние

В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения», в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся пять объектов:

  • Спасо-Преображенский собор 1552 г. — небольшой, почти квадратный в плане, четырехстолпный, пятиглавый, трехапсидный;
  • Трапезный корпус с Преображенской церковью 1691 г. — двухэтажный;
  • Настоятельский корпус 1687 г.;
  • Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-10 гг.;
  • Братский корпус 1890 г.

По Божиему промыслу, возрождение монастыря началось 15 мая 1991 года, когда Православная Церковь вспоминает перенесение мощей святых Бориса и Глеба. В монастырь приехала монахиня Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Тавифа (Горланова), возглавившая позднее обитель по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в сане игумении.

При монастыре действуют несколько подворий: Крестовоздвиженское (в Муроме), Богородицкое (с. Мишино, Муромского района), Богородицкое (Камешковского района, Владимирской области).

С 2001 года при монастыре открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних, где девочки получают среднее образование,.и престарелых.

Также под попечительством монастыря находятся несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское общество инвалидов-колясочников «Феникс».

На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии.

Еще по теме  Гагры Абхазия Достопримечательности и развлечения на карте фото города и пляжа что посмотреть за 1 день

В монастыре три действующих храма.

Спасо-Преображенский собор

Это самый древний храм на территории монастыря, именно с него начиналась обитель. В храме находятся мощи 30 святых угодников Божьих и чудотворцев.

Икона святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, освященная на его мощах в г.Керкира (Греция). Эта святая обитель располагается на греческом острове Корфу.

В Киоте с иконой находится часть башмачка владыки, которые меняются каждый год на его нетленных мощах. А происходит это потому, что он изнашивает их, посещая страждущих людей.

Деревянная глава святой великомученицы Варвары с частицей ее мощей. Ей молятся об избавлении от внезапной смерти.

Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Двухэтажная Покровская церковь с трапезной была возведена на средства муромского уроженца митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) в 1691 году. Храм был теплым, его отапливали три печи.

В 1757 году к Покровской церкви пристроили с запада трехъярусную шатровую колокольню, деньги на ее возведение дал муромский купец П. П. Самарин; он же тогда пожертвовал монастырю колокол в 120 пудов весом.

Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским кор­пусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря.

Внутри находится несколько алтарей, в каждом из котором расположено огромное множество святынь со всех уголков мира.

Верхний храм

В верхнем храме Покровской церкви находится чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница».

Она была привезена со Святой горы Афон в 1878 году. С тех пор «Скоропослушница» стала главной Святыней обители. Этот образ прославился многочисленными исцелениями.

И в сегодняшние дни тысячи богомольцев со всей России прибегают к «Скоропослушнице», получая у Царицы Небесной скорую помощь в болезнях и скорбях. В благодарность и свидетельство о получении помощи от Пресвятой Богородицы, люди приносят свои теплые молитвы и пожертвования.

Еще совсем недавно на этом образе можно было видеть огромное количество золотых украшений, которые люди приносили в дар за чудесное исцеление и скорое услышание молитвы. Но летом 2013 года мы этих подарков не увидели. Местные служители говорят, что их увез на Украину один из настоятелей монастыря, которые за последние несколько лет меняются очень часто.

Здесь же установлен Мироточивый Крест с частицей Животворящего Древа Честнаго Креста Господня.Множество паломников выстраиваются к нему в очередь, чтобы поставить свечу и помолиться о близких и родных людях и получить помощь в трудных жизненных обстоятельствах.

А рядом находится Икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его ризы.

Она была освящена на гробнице Всероссийского пастыря в Свято-Иоановском женском монастыре, который находится на Карповке в Санкт-Петербурге.

Икона и ковчег с частицей мощей святых благоверных князей Петра и Февронии, Муромских Чудотворцев, помощников и благоустроителей семейной жизни. Святой князь Петр принял монашеский постриг и скончался в Спасо-Преображенском монастыре.

В настоящее время рака с мощами святых князей Петра и Февронии находится в Свято-Троицком монастыре г.Муром.

Cвято-Троицкий женский монастырь.jpg

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Она была написана на святой горе Афон и освящена в Русском Пантелеимоновом монастыре на его Честной главе. В иконе имеется мощевик великомученика Пантелеимона.

Икона святых Царственных страстотерпцев с камнем, который был привезен от стены подвала Ипатьевского дома. Именно в этом месте в Екатеренбурге 1918 гду была расстреляна Августейшая семья последнего русского царя Николая II.

Икона преподобного Серафима Саровского, написанная инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященная на раке со святыми мощами Преподобного.

В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи святого старца Серафима.

Нижний храм

В нижнем храме Всех Святых слева возле алтаря находится Гробница преподобного Илии Муромца.

Скульптурный образ (вырезанный из дерева) святого богатыря, защитника земли Русской, воссоздан по его нетленным мощам, почивающим в Киево-Печерской Лавре. В серебряном ковчеге находится часть левой руки преподобного.

Удивительная икона святителя Луки, архиепископа Крымского с частицей мощей. Священноисповедника и врача от Бога, прославленного многими исцелениями от гнойных ран.

Здесь же находятся чтимая икона 19 века святого благоверного князя Александра Невского с частицей его мощей.

И рядом икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца — покровителя путешествующих, страждущих от клеветы и неправедного осуждения.

Возле каждой из них есть молящиеся люди. И это неслучайно. Ведь в этом удивительном месте, в окружении такого количества святынь молитва творится очень легко, и помощь от святых Божьих Угодников приходит быстро.

Надвратная церковь Сергия Радонежского

После освящения восстановленного надвратного храма во имя преподобного Кирилла Белозерского на противоположном (восточном) участке монастырской ограды, выходящем к Оке, был заложен еще один надвратный храм — во имя преподобного Сергия Радонежского.

Эту скромную как размерами, так и архитектурой церковь построили очень быстро — уже 26 октября 2005 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий совершил чин освящения храма.

В этот же день попечители доставили в монастырь икону преподобного Сергия Радонежского, которую перед тем освятили в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре на мощах «игумена земли Русской».

На звоннице находятся била-колокола, отлитые по древней традиции. В них позволяется звонить каждому посетившему храм. Как это делается, можно почитать и посмотреть здесь.

Отсюда открывается восхитительный вид на реку Оку и бескрайние русские просторы.

Надвратный храм Кирилла Белозерского

Церковь преподобного Кирилла Белозерского существовала в Спасо-Преображенском монастыре с 17 столетия. До 19 века она находилась в другом месте: на северном участке ограды (тогда — деревянной), где располагались в то время ворота.

На рубеже 18-19 столетий церковь была упразднена за ветхостью — ее престол перенесли в нижний этаж теплого Покровского храма, а на месте ее алтаря поставили памятную часовню.

В 1807 году в монастыре начали строить каменную ограду. При этом Святые врата было решено устроить на западном ее участке (на нынешнем месте). Они появились в 1810 году, но дело с возведением новой надвратной церкви преподобного Кирилла Белозерского затянулось на десятилетия.

Средств не хватало (равно как, судя по всему, и достойных мотивировок этих трудов), и его так и не окончили до 1917 года, когда грянула революция и всякое монастырское строительство вообще надолго прекратилось. Памятную часовню, стоящую на месте алтаря первого храма, разрушили в 1930-е годы.

Воскресенский монастырь Муром2.jpg

В новейшие времена храм преподобного Кирилла Белозерского восстановили. 22 июня 2005 года, в день памяти преподобного Кирилла, он был освящен.

Перед революцией в Муроме было 15 приходских храмов (не считая монастырских). Осталось 7, из которых действуют 4.

Церковь впервые упомянута в источниках второй половины XVI века: «В Муроме на посаде за городом государя и царя и великого князя двор против Николы Мокрого…». В XVI веке храм имел два придела: мученика Феодора Стратилата и святых Косьмы и Дамиана. Рядом стояла деревянная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Упоминание о Николо-Набережной церкви содержится и в Писцовой книге г. Мурома 1636/1837 гг., где церкви названы «строением государевым».

В 1700 году началось строительство каменного Никольского храма. Его возводил московский священник Дмитрий Христофоров в память о своём отце — священнике Никольской церкви протоиерее Хритофоре. В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство и в 1714 году в новопостроенной церкви уже установлен иконостас.

Адрес: ул. Плеханова, 27А, Муром, Россия

Благовещенский монастырь Муром5.jpg

Телефон: 7 492 343-12-33

Подробнее…

Первое документальное свидетельство о Вознесенской церкви относится к XVI веку; в сотной выписи на Муромский посад 1574 г. в числе городских церквей упоминается и церковь в честь Вознесения Господня.

В 1729 г. «тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» вместо деревянной Вознесенской церкви был построен каменный храм с прежним названием. В след за этим и вместо другого деревянного Входоиерусалимского храма к каменному был пристроен с южной стороны каменный придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим.

В 1809 г. Входоиерусалимский придел был распространен и с того времени до 1892 г. наружный вид храма остался без изменений. В 1892 г. к этому приделу сделана была пристройка с северной стороны, в котором устроен новый престол.

Адрес: 602267, Владимирская обл., г. Муром, ул. Московская 15а

Телефон: 8(49234) 2-28-39

Подробнее…

Одной из самых старых церквей города Муром является храм Космы и Дамиана, который располагается на берегу реки Ока. Согласно старинному преданию, церковь была выстроена в 1565 году по приказу Ивана Грозного, останавливавшегося в Муроме, когда он ехал в Казань.

Иван Грозный, пребывая здесь, дал клятву, что если поход на татарское войско окажется успешным, то он прикажет возвести каменные храмы над мощами его дальних родственников, а именно святых муромских князей Михаила, Константина, Петра, Федора, Февронии. Старинная летописная повесть под названием «Сказ о возрождении христианства в Муроме» повествует о том, что в 1555 году царь прислал из Москвы специально обученных каменщиков, после чего неподалеку от деревянных построек возвели внушительные каменные церкви с белыми стенами.

Адрес: Владимирская область, Муромский район, г. Муром, ул. Набережная

Подробнее…

Церковь Успения Божией Матери стояла на западной окраине дореволюционного Мурома. Согласно описи города 1636 года на Успенской улице стояло два деревянных храма: главный — в честь Успения Пресвятой Богородицы и теплая церковь Богоявления Господня.По давней традиции, на Руси нередко строили рядом два храма: один – для лета, другой – для зимы. В основном храме (Успенском) богослужения проводились в теплое время года.

Находившаяся рядом Богоявленская церковь считалась зимней. Успенскую церковь посещали жители северо-западного конца города. В 1636 году в Муроме насчитывалось 20 таких рядовых церквей (не считая каменных и монастырских храмов). Поэтому неудивительно, что что скромная приходская церковь не отличалась ни богатством церковной утвари, ни внутренним убранством.

В 1790 году муромский купец Дмитрий Лихонин возымел желание построить вместо скромной деревянной церкви новый кирпичный храм, что и было сделано.Новая церковь имела два престола: главный — в честь Успения Пресвятой Богородицы и второстепенный, в теплом приделе в честь великомученика Димитрия Солунского. В 1829 году храм расширили устройством трапезы. В 1835 году после возведения невысокой колокольни Успенская церковь приобрела современный вид.

Адрес: 602267, Владимирская обл., г. Муром, ул. Красноармейская, 41а

Телефон: 8(49234) 3-16-99

Подробнее…

Главный храм — Свято-Троицкий собор (1642/1643 гг.). Собор имеет три престола: центральный — в честь Святой Троицы; левый — в честь святых Петра и Февронии; правый — в честь святых праведных жен Анны (матери Пресвятой Богородицы), Тавифы и Ульянии Лазаревской.

Благовещенский монастырь в Муроме: история и адрес, описание, святыни и достопримечательности, праздники

Святые мощи благоверных Муромских Петра и Февронии

В Троицком соборе хранятся главные святыни монастыря: гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии, Виленский крест-мощевик.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (1648 г.). В 1652 году рядом с надвратной церковью была построена шатровая многоярусная колокольня.

Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Эта деревянная церковь была перенесена на территорию монастыря в 1975 году из села Красное Меленковского уезда.

Колокольня Троицкого собора

Колокольня Троицкого монастыря

Надкладезная часовня

Часовня св. блгв. князя Петра и княгини Февронии

настоятельский корпус (XVII-XIX вв.)

стены и башни (1805-1807 гг.)

Муром. Церковь Космы и Дамиана

Спасо-Преображенский монастырь (Муром)

Историческая справка: Первое упоминание о Спасском монастыре мы находим в русских летописях под 1096 году, повествующих о междуусобной войне, вспыхнувшей между Олегом Святославичем, Черниговским князем и Изяславом Владимировичем, сыном Владимира Мономаха. В битве под Муромом погиб Изяслав и был погребен в Спасском монастыре.

Существует предание, которое связывает возникновение Спасского монастыря с именем князя Глеба, первого Муромского князя и первого русского князя, причисленного к лику святых. На рубеже X-XI веков святой равноапостольный князь Владимир отдал Муром в удел своему сыну Глебу. Юный Глеб, приехав в Муром около 1010 года, не был принят в город местными жителями фино-угорского племени мурома.

Некоторое время он обитал на реке Ушне, а потом перебрался ближе к городу, поставив свой княжеский двор в двух верстах от него, в бору, на высоком берегу Оки, и заложив здесь деревянную церковь Всемилостивого Спаса. В 1015 году князь Глеб вместе с Борисом был убит своим старшим братом Святополком Окаянным.

Дальнейшая история обители скрыта от нас. Известно, как гласит предание в Спасской обители принял монашеский постриг святой благоверный князь Петр, незадолго до своей кончины. Вероятно, что монастырь пострадал от татаро-монгольского нашествия в 1239 году.

Преображенский монастырь Муром6.jpg

Дальнейшие сведения в монастыре отсутствуют вплоть до начала XVI века. В середине XVI столетия после успешного похода царя Ивана Грозного на Казань в Муроме воздвигли ряд кирпичных храмов, среди которых Спасо-Преображенский собор. В декабре 1615 года на Муром напал вооруженный польско-литовский отряд Лисовского.

Еще по теме  Отдых в тунисе с детьми самые популярные развлечения для детей

В конце 1680-х годов на средства митрополита Сарского и Подонского Варсонофия возводится уникальная единственная в городе двухэтажная Покровская церковь, а так же палаты настоятеля-первая кирпичная гражданская постройка Мурома. Интерьер палат украшала изразцовая печь, облицованная цветными керамическими плитами.

В 1891 году на территории монастыря возвели трехэтажный братский корпус.

Спасский монастырь закрыли в 1918 году по обвинению против Советской власти. В 1930-е годы территорию заняла военное ведомство в монастырских зданиях размещались учебный полк связи. Воинская часть покинула территорию обители весной 1995 года. Уже в начале лета того же года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил вновь открыть Спасскую обитель в древнем Муроме.

В настоящее время монастырь полностью восстановлен из руин. Главный храм обители, Покровская церковь полностью восстановлены, воздвигнута ограда и воссоздана надвратная церковь Кирилла Белозерского, полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. На территории воздвигнута часовня вмч. Георгия Победоносца (2002), новый надвратный храм прп.

Сергия Радонежского (2005), часовня Ксении Петербургской (2006),часовни в честь икон Божией Матери «Живоносный Источник» и «Спарительница Хлебов». Последняя из них находится при пекарне, в которой выпекаются вкусные и ароматные хлебные изделия. На территории обители располагаются часовня-костница , где хранятся останки похороненных в монастыре монахов и муромских граждан; часовня в честь свт. Николая Чудотворца.

Святыни: Главной святыней Спасо-Преображенского монастыря является икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница», которая является точным списком чудотворного образа, хранящемся в одном из Афонских монастырей Дохиар. Она была написана иноками Русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон в 1878 году.

В Спасском монастыре находится икона великомученика и целителя Пантелеимона с частицей мощей и рака с частицей мощей преподобного Илии Муромца. Гробница с скульптурным образом известного былинного русского богатыря была передана в дар монастырю председателем Счетной палаты РФ С.В. Степашиным 2 августа 2006 года во время первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Здесь пребывал Святитель Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.), который окормлял муромскую паству после разорения края Батыем.

Николонабережная церковь.jpg

В 1889 году оптинский старец преп. Амвросий благословил к написанию образ Царицы Небесной, где Она изображена благославляющей ниву с собранными снопами хлеба. Со Святой горы Афон в 1889 г. настоятелем архимандритом Антонием (Ильеновым) в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икона Божией Матери «Скоропослушница» г.Муром

С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля — епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в белогвардейском мятеже, произошедшем в Муроме 8-9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым.

В период 1918—1919 годов монастырский собор продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц. В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 года Спасский монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён.

Внутреннее убранство храмов Муромского Спасского мужского монастыря было полностью разорено после революции. Об этом свидетельствуют документы 1924-1928 гг. с грифом «секретно» по «Реализации церковного имущества» Спасского монастыря.

«Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…»

Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

Рака с частицей мощей Илии Муромского

2 августа 2006 года в Муроме прошла необычная церемония — Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил меч. Меч представлял из себя точную копию оружия Ильи Муромца. На день 910-летия муромского Спасо-Преображенского монастыря председатель Счетной палаты России Сергей Степашин привез меч на освещение в город Муром.

Освящение происходило на частице мощей святого Ильи Муромца. В конце мая останки героя русских былин (причислен Русской православной церковью к лику святых) привезли из Киево-Печерской лавры. В Спасо-Преображенском монастыре установили раку — символическое захоронение Ильи Муромца с частицей мощей.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Воззнесенский собор Муром.jpg

Телефон Спасо-Преображенского монастыря в Муроме: (49234) 3-14-76 паломнический центр

Адрес обители: г.Муром, ул. Лакина, 1а.

Это величественное строение – поистине ценно для каждого христианина, ибо его красота и простота являются символом праведности и вечной благодати Господа.

Пусть хранит Вас Господь!

Прекрасное расположение этого церковного учреждения, дает нам рассмотреть его великолепную архитектуру со всех ракурсов .

Святыня располагается на монастырском холме. С него взор на монастырь открывается не только для Муромской, но и Нижегородской области.

Это одно из самых старых сооружений в России, археологи и историки утверждают, что оно лишь немного младше Киево-Печерской лавры, основанной в 1051 году.

Найти церковь получится по адресу — Съезд Лакина, ул. Лакина 1А.

Масштаб значимости церковного учреждения ясен по количеству прихожан, ежедневно посещающих Муром. Люди с дальних уголков страны едут во Владимирскую область , чтобы помолиться муромским святым, принять благословление у местных священнослужителей. Для большего удобства посетителей рядом с монастырем работает церковная гостиница и столовая.

В целях ознакомления , туристы могут посещать православную обитель пять дней в неделю — с понедельника по пятницу, с 10:00 по 17:00.

Важно! Если целью не является туристическая поездка, то вы сможете обговорить паломнический поход с представителями монастыря.

После богослужения можно подняться на колокольню часовни Сергия Радонежского. Оттуда открывается поразительный вид на природу и город. Звонарь позволит желающим позвонить в колокол. Стоит упомянуть пекарню монастыря, где продается церковный хлеб.

Часовня Николая Чудотворца и Илии Пророка

Часовня-костница была возведена на месте монастырского кладбища, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати.

После закрытия монастыря, при размещении здесь воинской части, на месте кладбища были построены 2 казармы и размещен платц.

В 1998-2005 годах, при благоустройстве территории монастыря были обнаружены многочисленные останки людей из поруганных захоронений. Для их погребения по афонскому образцу была устроена часовня-костница.

Внутри в небольшом углублении за стеклом можно увидеть черепа и кости погребенных здесь когда-то людей. Можно спуститься по лестнице поближе. Зрелище, прямо скажем, не для слабонервных.

В часовне можно набрать освященной воды и совершить омовение в купели, где находится камень из реки Иордан. Женщинам благословляется купаться в рубашке.

Часовня была воздвигнута в честь погибших на поле брани российских воинов. Воины и их сродники почитают образ святого великомученника Георгия Победоносца. В часовне находится его икона, можно зажечь свечи, помолиться.

Особо почитается и имеющаяся у монастыря икона святого великомученика Георгия Победоносца с житием. В нижней части иконы в нее вмонтирован древний мощевик с частицей мощей святого.

Храм Космы и Дамиана Муром1.jpg

Святой Георгий — покровитель православного воинства. В дореволюционной России Георгиевский Крест считался высшей наградой за мужество. В Великую Отечественную войну его аналогом стал Орден Славы. Повторяющая его цвета Георгиевская лента сегодня является одним из символов Победы.

Освящение часовни святого великомученника Георгия Победоносца состоялось 22 июня 2005 года.

Николо-Ильинская часовня в западной угловой башне монастырской ограды существовала до революции, но с иным, неизвестным именем. Была построена в 1889 году.

Возобновлена в 2001. Башня кирпичная, восьмиугольная, с шатровым верхом, получила современный облик во второй половине 19 века.

Как лучше добираться до Спасо-Преображенского монастыря

Центр города, возле горадминистрации, подъезд по ул. Коммунистической

Владимирская область, г. Муром, площадь Крестьянина (Троицкая пл.), д. 3-а г.

  • Прежде всего необходимо попасть в Муром. Сделать это можно из Москвы поездом (отправление с московского Казанского вокзала), электричкой – в этом случае необходимо будет сделать несколько пересадок.
  • Достаточно удобное автобусное сообщение: рейсы отправляются от Щелковского вокзала, причем от автовокзала Мурома можно дойти пешком, поскольку расстояние немногим превышает 3 километра.
  • Можно доехать автобусом и до Владимира, где пересесть на рейс до Мурома (на том же автовокзале).
  • Попасть в город автобусом несложно и из Нижнего Новгорода, Рязани, Иваново, Гусь-Хрустального.
  • Если вы предпочитаете путешествовать автомобилем, из Москвы следуйте по Горьковскому шоссе в направлении города Владимира. После этого необходимо повернуть в сторону Мурома (ориентируйтесь по указателю, расположенному перед въездом в город).

Палаты настоятеля и братский корпус

В 1687 году при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля (на фото справа) – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание 17 века.

Оно было построено в 1687 году в исключительно скромных архитектурных формах. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского. Конечно, в таком огромном здании жил не только настоятель монастыря. Нижний этаж занимали четыре кладовые, а верхний – пять келий. Кроме каменных, настоятелю принадлежали четыре деревянных кельи, где, по всей видимости, в основном и жили, так как каменные помещения считались сырыми и нездоровыми.

Братский корпус был деревянным. Новый каменный корпус выстроен в 19 веке. Монастырь не был многолюдным – в разные времена в нем подвизались от 10 до 30 монахов. Фундаментальная реконструкция настоятельского корпуса была проведена в новейшие времена, после передачи монастыря Церкви.

Уже 22 июня 1996 года архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил на втором этаже настоятельского корпуса новую домовую церковь во имя святителя Василия, епископа Рязанского.

Монастырь всегда славился своей библиотекой с собранием древних памятников письменности. В начале 19 века он был обнесен новой оградой (тогда же перенесли надвратную Кирилловскую церковь), заново отреставрирован. В 1891 году строится последнее большое здание монастыря – трехэтажный братский корпус (на фото — слева).

В 1911 году в нем была освящена домовая церковь во имя Семи мучеников Херсонесских. С 29 сентября 2003 года в этом здании действует Духовное училище имени Святейшего Патриарха Пимена, который в 1945-46 годах, в сане иеромонаха, служил в Муромском Благовещенском соборе. При училище открыт и мемориальный музей Патриарха Пимена.

Паломнический центр

Для паломников и путешествующих людей паломнический центр Спасо-Преображенского монастыря предоставляет жилье и питание. Он рассчитан как на людей с малым достатком, так и на более обеспеченных туристов.

Паломническая гостиница предоставляет несколько вариантов размещения:

  • общий номер (в женском номере 14 мест, в мужском 12 мест). Удобства (душ, туалет) на этаже. Стоимость 300 руб. с человека.
  • комфортабельные 2-х, 3-х и 4-х местных номера со всеми удобствами. Стоимость 1000 руб. с человека.
  • Возможен прием VIP-гостей (правительственный уровень).

На первом этаже располагается паломническая трапезная. Работает с 11.30 до 18.00, где можно купить обед и/или ужин. Стоимость 95 руб.

Забронировать места в паломническом центре можно по телефону 8-49234-3-14-76. Более подробная информация по телефону 8-920-921-89-83, Елена Михайловна, директор Паломнического центра.

Приведены цены лета 2013 года.

Если по каким-то причинам вам неудобно жить на территории монастыря, то рекомендую в городе забронировать квартиру, комнату или гостиницу на одну или несколько ночей. Посуточное жилье с лёгкостью можно снять в Муроме на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Территория монастыря

Территория монастыря очень ухожена. Вокруг красивые и аккуратные газоны, по периметру высажены разнообразные цветы. В центре, почти напротив главного входа устроен пруд, в котором растут разноцветные лотосы. Вокруг оборудована площадка в восточном стиле с многочисленными цветами, камнями, лавочками.

Ранее на территории монастыря был устроен мини-зоопарк с курами, утками, павлинами, лошадками и другой живностью. К сожалению, летом 2013 года это стало частью истории, о которой с восхищением пишут паломники и туристы, заставшие это. Очень хочется надеяться, что в будущем парк с животными вновь возродится.

Оцените статью
Путешествия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.