Католический Смоленск. Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Вопросы и ответы

Полезный видео-ролик о храме непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Смоленске

Русская неоготика (или пседоготика) — это отдельное архитектурное явление. Оно отличается от европейского видения неоготики и готики в целом, русские архитекторы не перенимают этот стиль целиком. Например, каркасная система готики почти всегда отсутствует, но имеются отдельные элементы, такие как ломаные стрельчатые арки, или дополнительный готический декор.

С эволюцией стиля псевдоготика тоже изменяется, лишается своих характерных русских черт, оставаясь в пределе «интернациональности»: общепринятых и известных готических форм, и архитектурных решений. Во II-й половине XIX в. в стиле псевдоготики строились преимущественно католические костелы.

На территории всей России и современной Украины такие церкви являют собой памятники архитектуры, являясь яркими представителями своего архитектурного направления. Католические церкви являются и культурными памятниками, возникающими для нужд католических общин.

Конфликт с Польшей и постоянные обострения национальных вопросов оказывали давление на Католическую Церковь, и она постепенно монополизировалась и консервировалась, создавая отдельный слой общества. Регулярные конфликты и ответные меры России усугубляли эту ситуацию.

Несколько епархий было расформировано, закрыты академии, на что Папа Римский осудил подобные решения, а Русская империя разорвала дипломатические отношения. Возобновить все на прежнем уровне удалось не сразу. О важности церкви говорит и то, как много своих ресурсов отдавали люди на то, чтобы церковь существовала.

Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, Смоленск
Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск), строительство которого велось с 1884 до 1896 год, в настоящий момент находится в аварийном состоянии

Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск знаменит тем, что в нем сохранились храмы домонгольского периода) служит культурным памятником для России. Здание, дошедшее из XIX в., позволяет ценить традиции, погружаться в историю, своими глазами видеть мастерство архитекторов и вложения людей, для которых это место было едва ли не важнее собственных домов.

В храме хранились различные книги, велась перепись, записывались даты венчаний и крещений. Многие люди, стремящиеся узнать историю собственного рода, обращались за подобными данными именно в церкви и восстанавливали свои семейные истории с помощью церковных записей.

Как добраться

Церковь непорочного зачатия пресвятой Девы Марии находится в городе Смоленске, по адресу: улица Урицкого, д. 10.

Католический Смоленск. Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Приехав в Смоленск добраться до нее можно несколькими способами:

  • заказав такси, придется ехать до остановки «Урицкого»;
  • на автобусе № 53, доехав до остановки «Дом специалистов».
Внимание! И автобусы, и такси, ходят как от авто, так и от ж/д вокзала.

Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск подразделяется на 3 внутригородских района) находится на ул. Урицкого, 10 – это Промышленный район. Добраться туда можно общественным транспортом. От автовокзала в нужную сторону едет 127-й автобус, стоимость проезда 60 руб.

Можно добраться троллейбусным маршрутом. Троллейбус от автовокзала подается каждые 15 мин., это маршрут троллейбуса 3 на Рославльское кольцо, остановка – ул. Твардовского. Стоимость проезда составляет 16 руб.

Также можно воспользоваться и маршрутными такси: необходимые автобусы 40Н и 13Н ездят с интервалом в 15 мин. Примерная стоимость – 20 руб., остановки – Дом Специалистов или ул. Твардовского соответственно.

При желании, по Смоленску можно пройтись пешком. Путь от автовокзала до храма займет примерно 1 ч, но по пути можно зайти в музей военной истории, уделить внимание памятнику князю Владимиру или же посетить не менее известный Успенский собор.

История строительства

Храм возводился на Костельной улице за Молоховскими воротами в конце XIX века вследствие того, что предыдущий храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы стал тесен из-за увеличивающегося количества прихожан.

Автором проекта, выполненного в неоготическом стиле, был М.Ф. Мейшнер.  После его скоропостижной смерти работы проходили под контролем его сына М.М. Мейшнера,  а впоследствии, в связи со смертью и этого архитектора – под руководством нового губернского архитектора Е.Ф. Лыщинского.

29 июня 1898 года, в день апостолов Петра и Павла, состоялось  освящение нового храма епископом. Новое здание храма вмещало в себя 3000 прихожан.

Католический Смоленск. Храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

После октябрьской революции, в 1922 году колокола костела в Смоленске были сняты. В 1936 году был арестован настоятель – о. И. Жолнерович. Богослужения в церкви прекратились. С 1937 года богослужения были запрещены «по техническим причинам». К концу 1939 года католической общины в Смоленске практически не существовало.

14 января 1940 года решением Смоленского облсовета храм был закрыт, а здание передано архиву НКВД.

В 1950-е годы был снят и отправлен в утиль недействующий духовой орган костела.

Со второй половины XX века помещения костела использовались под фондохранилище Государственного архива Смоленской области.

В 1992 году мэром города Смоленска было подписано Постановление о передаче приходу усыпальницы-семейного склепа дворян Комаровских, расположенной на католическом кладбище. Первым постоянным настоятелем прихода стал отец Птоломеуш (Яцек Кучмик) из монашеского ордена францисканцев, продолжающий свое служение по сей день.

В 2013 году фонды Государственного архива Смоленской области были перевезены в новое здание архива, строительство которого осуществлялось в рамках подготовки к 1150-летию города Смоленска.

С 2016 года ведутся переговоры об открытии в здании костела органного концертного зала.

В настоящий момент здание храма пустует, оно обнесено заграждением и частично затянуто строительной сеткой — для предотвращения падения кирпичей на пешеходную зону.

LiveJournal

Рядом с храмом находится бывший дом священника, в котором после реконструкции были оборудованы часовня и помещения для нужд прихода.

Исторические данные

Выгодное размещение Смоленска служило предпосылкой к его становлению в качестве культурного и религиозного центра. Здесь рано, еще в начале XVII в., обосновался католический монашеский орден иезуитов. Они были заселены здесь польским королем Сигизмундом III после завоевания Смоленска.

Для иезуитов здесь был выстроен приходской дом и церковь небольших размеров, сам король выделял средства на их содержание. Постепенно они устроили здесь колледж, развили приход, взаимодействовали с живущими здесь людьми, не разделяя их на православных и католиков.

Иезуиты во многом оказывали поддержку местному населению: обучали местных жителей читать и писать, оказывали поддержку бедным и болеющим. Во время голода в 1614-1616 гг. именно иезуиты помогали голодающим жителям, устроив в своем доме временные приюты для бедных.

В 1636 г. в Смоленске была сформирована католическая епархия, тогда же было решено построить каменную церковь. В 1654 г. война Польши и России привела к неожиданным последствиям: Смоленск был возвращен обратно под контроль Москвы и жителям было обещано сохранить все их земли и имущество, если они примут православную веру.

Так и произошло: после присоединения Смоленска к России, все униатские и католические храмы были переданы православным, но католические общины никуда не исчезли. Они продолжали совершать богослужения в домашних церквях, им было позволено приглашать католических священников из Польши и самим при необходимости посещать католические храмы за границей.

Это продолжалось до тех пор, пока ситуация не изменилась и не стало возможным построить здание собственной церкви. В 1735 г. новым указом Российской империи всем христианским конфессиям было разрешено свободно совершать богослужения и строить храмы, с оговоркой о запрете привлечения православных христиан.

Точная дата постройки первого храма неизвестна, но это период между 1735-1789 гг. В это время правители Российской империи, Екатерина II и Павел I благосклонно относились к католицизму в целом. Екатерина II поддерживала монашеские ордена и позволяла им устраивать пансионы и частные школы, а Павел I даже был протектором Мальтийского ордена, когда предоставил им убежище.

Здесь был один из их монастырей, построенный еще в 1626 г., но после присоединения Смоленска они временно покинули город, а после – вернулись. Ими был организован приход, и под их руководством началась постройка церкви Божьей Матери Ангельской.

Во время войны 1812 г. этот храм был разрушен, но вскоре отстроен на том же самом месте и с тем же названием, уже в следующем году. Этот храм был деревянным костелом, рассчитанным как временное строение, но вплоть до 1838 г. это здание было действующим.

В скором времени приход разросся достаточно сильно и уже не вмещал всех желающих, и тогда усилиями прихода был создан проект теперь уже каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была возведена в рекордно быстрые сроки. Она располагалась на кургане, который являлся большой могилой, оставшейся после Отечественной войны.

Насыпанный сверху холм и стал основанием для храма. Столь быстрое время постройки и богатое убранство храма изнутри объяснялось любовью прихожан и их приношениями. Многие иконы и храмовые украшения, вещи для богослужения и облачения были принесены храму в дар местными жителями.

Рядом с территорией храма находилось кладбище и сад, они всегда находились в надлежащем порядке, и за ними всегда был должный уход. По сохранившимся письмам путешественников того времени, здание и прилегающая территория описывались самыми лестными словами.

В скором времени церковь уже не могла вместить в себя всех желающих прихожан. По данным переписи, в самом Смоленске насчитывалось около 1 тыс. человек, регулярно посещающих храм, а с прибытием армии число увеличилось едва ли не вдвое.

Настоятель храма подал прошение о перестройке храма и получил разрешение. Вскоре состоялось и богослужение, на котором была освящена территория для новой постройки. Отчасти новый костел занимал и территорию уже стоящего храма.

Храм начал строиться довольно быстро. Никакого протеста для католической церкви в Смоленске не было, так что уже в 1894 г. был утвержден проект М. Ф. Мейшнера, известного архитектора, по постройке нового костела Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Previous Entry

Мейшнер не дожил до возведения собора. Подряд на строительство каменного храма выиграл известный белорусский архитектор Л. И. Дубейковский. Он принял руководство над строительной бригадой и в 1894 г. основное строительство было завершено, а работы по внутренней отделке велись до 1898 г.

Здание костела было освящено 29 июня 1898 г. в день празднования апостолов Петра и Павла. Теперь храм мог вместить в себя до 3500 прихожан. Общее количество прихожан в приходе составляло более 9000 человек. Обновленному храму были приписаны земли и большое количество строений.

Советский период

Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск — это один из древнейших городов России) едва ли не чудом пережил революцию 1917 г. и был на грани разрушения и разграбления. Решением властей из храма забрали метрические книги, а ситуацию с костелом обострил конфликт между Польшей и Россией.

В 1921 г. из храма начали изымать пожертвования прихожан, украшения и предметы из драгоценных металлов, оклады, драгоценные ткани, провели детальную опись всего церковного имущества. По итогам описи отняли здания: расформировали дом настоятеля, отобрали приют, часть храма определили под мастерскую, часть – оформили как жилые помещения.

Храм был определен как часть музея и, все же, несмотря ни на что, в нем вплоть до 1936 г. проходили службы, до момента ареста настоятеля храма, о. И. Жолнеровича. После его ареста богослужения были запрещены с оговоркой «по техническим причинам», а другим священникам в регистрации отказывали.

Официально костел закрыли 14 января 1940 г., и теперь помещение бывшего храма служило в качестве архива НКВД, а почти через 15 лет, с 1956 г. и до 2012 г. здесь располагался Государственный архив Смоленской области. Храм окончательно превратили в мирское здание.

Постепенно сняли и убрали все отличительные знаки, разобрали алтари, иконостас, с крыши был снят металл. В 1950-х был разобран внутренний орган, многие детали внутренней отделки и церковные атрибуты так же изъяли, и отыскать их больше не удалось. Тогда же сняли и кресты на куполах.

Описание внутреннего убранства

На момент завершения строительства костел был величайшим проектом в городе. На побывавших внутри прихожан он производил неизгладимое впечатление. Внутренняя отделка была преимущественно из дерева: в храме находилось 5 дубовых алтарей, искусно отделанных резьбой.

Амвон и резные лавки также были сделаны из дерева. Над всеми деревянными элементами трудился Синявский, смоленский резчик по дереву. Над амвоном работала Смоленская мастерская Кириллова. Особой гордостью костела были его витражи. Они были созданы в Варшаве и привезены сюда мастерской графини Лубенской.

На витражах были изображены иконы Иисуса Христа и Богоматери, а также почитаемых всеобщих католических святых: св. Франциска, св. Анны. Другие витражи изображали местночтимых: литовского святого Казимира и польского святого Станислава Костки.

Храм был расписан приглашенным художником Антонием Тончинским. В 1989 г. внутренние стены украсились относительно скромным орнаментом, а в алтарной части храма изображен Иисус, а по две стороны – Моисей и апостол Петр. Первому Иисус вручает скрижали, а второму – ключи от райских врат.

В смоленском костеле 5 алтарей, главный алтарь украшали окна, в которых разноцветные стекла подобраны так, что изображают иконы Иисуса Христа, Божией Матери и святых. Оконные витражи для храма были выполнены в художественной мастерской графини Марии Магдалины Лубенской в Варшаве. На двух больших витражах в алтарной части было изображение, посвященное Непорочному Зачатию Пресвятой Богородицы, и образ святого Иосифа.

В 1898 году храм был расписан варшавским художником Антонием Тончинским. Роспись была скромной, с растительным орнаментом. В алтарной части роспись была выполнена самим художником — справа изображен Моисей, получающий Скрижали, слева — Иисус, вручающий ключи Петру.

Все деревянные изделия в храме (алтари и скамейки) были выполнены местным мастером Синявским, а амвон изготовлен в Смоленской мастерской Кириллова.

На башнях Смоленского храма располагалось пять колоколов, среди них — св. Николай – 640 кг, св. Петр – 320 кг, Матерь Божия Ченстоховская – 160 кг, которые были отлиты в 1914 году фирмой «Черневич» из местечка Пустельник под Варшавой. 

Share

В начале XX века приход насчитывал 9000 верующих. К храму прилегали более 8 гектаров земельных угодий с множеством строений.

Современное состояние

С 2013 года здание костела возвращено католической общине, а фонд государственного архива переведен в новое здание. С тех пор церковь находится на реставрации, оно обнесено защищающей территорию сеткой и заграждениями. Действующим объектом на территории костела является только часовня, перестроенная из бывшего дома священника, где сейчас проходят богослужения.

Интересно! В 2017 году Церкви Непорочного зачатия исполнилось 300 лет, чему были посвящены ряд богослужений.

Храм непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (Смоленск имеет более 20 религиозных построек на своей территории) в данный момент находится в государственной собственности, и, несмотря на многолетнюю переписку прихода с властями, передача его католикам в ближайшее время не планируется.

Периодически создаются петиции с требованиями о возвращении костела или хотя бы о его реставрации, но и на это нет ответов. В данный момент единственная работа по реставрации — это ограждение территории костела сеткой во избежание падающих кирпичей.

Стены оседают, из них высыпаются и выдавливаются кирпичи вдоль каждой стороны, несколько стен собора пересекают сквозные трещины. Многие шпили сломаны или погнуты, на них расходятся стыки металлических листов, водосточные желоба снаружи также отломаны, периодически отваливаются части карнизов или обшивки.

На крыше растут деревья, сама крыша протекает. Храм закрыт для посещения и оказаться внутри удается очень немногим. Аварийное состояние не позволяет допуск туда туристов, любоваться бывшим величием церкви можно только на расстоянии.

Милосердие

В 1898 году при Смоленском храме было создано католическое Общество пособия бедным. Помощь нуждающимся выражалась в снабжении одеждой, пищей, приютом, в медицинском обеспечении, в содействии в трудоустройстве и т. д. При церкви действовали также три сиротских приюта, 2 богадельни — мужская и женская, а также мастерские, где можно было приобрести различные профессиональные навыки.

В приютах работали монахини конгрегации Пречистого Сердца Пресвятой Богородицы. Одним из главных спонсоров в этих делах была дворянская семья Комаровских.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 30 декабря 2019 в 08:23.

Деятельность прихода

В период с 1991 г., с момента регистрации новой общины, приход непрестанно развивался. Изначально богослужения проходили на домах и квартирах у прихожан, со временем приходу была передана кладбищенская усыпальница, склеп Коморовских, там долгое время располагалась церковь.

В этом же здании поселились несколько монахинь и была комната настоятеля. Постоянного священника здесь не было, службы совершались приезжими священниками из Могилева, и только в 1992 г. община получила настоятеля прихода о. Яцека Кучмика, который и до сих пор возглавляет приход.

Постепенное развитие общины позволяет небольшому приходу снова и снова запрашивать у властей возвращения собора под управление Римской Католической церкви. Сейчас приход насчитывает около 500 человек из Смоленска и соседних населенных пунктов.

В 1999 г. была освящена часовня. Она может вместить 150-200 верующих, в ней установлен небольшой электронный орган, церковь улучшается с каждым днем, и община никогда не прекращает надеяться на скорое возвращение здания.

Ежедневные богослужения проводятся в храме, расположенном на территории старого костела. Кроме совершения Мессы, в общине на регулярной основе проходят встречи священника с молодежью и отдельные встречи для бесед со священником всех желающих, изучения основ и подготовки к крещению.

Приход регулярно обновляет свой сайт: вывешивает актуальное расписание богослужений, отмечает проведение встреч и приглашенных гостей. В здании приходского дома размещается библиотека, приходские книги, канцелярия и залы для собраний.

По той причине, что костел официально считается недействующим, богослужения в нем не ведутся, но католики города Смоленска, объединившись, временно проводят богослужения в одной из часовен, расположенных на территории церкви. Мессы проходят ежедневно в 6 часов вечера, а по воскресеньям, кроме вечерних богослужений, есть утренние службы в 9 и 11 утра.

Смоленский католический приход Непорочного Зачатия

Помощь нуждающимся

На территории костела в 1898 г., всего через 2 года после завершения строительства, было расположено Общество пособия бедным. Изначально его основная поддержка была направлена на иудеев, но почти сразу же общество взяло под опеку всех.

Оно оказывало широкий спектр материальной поддержки населения: снабжало едой, медицинской помощью, кровом, одевало, помогало в поиске работы, осуществляло помощь для желающих вернуться на родину. Дополнительно с этим оно распространяло книги и заботилось о духовном окормлении католиков на всей обширной территории Смоленской губернии.

В 1900 г. здесь открыли школу для девочек, а чуть позже, в 1902 г. – еврейская библиотека. На территории церкви дополнительно были устроены приюты для сирот и богадельни для женщин и мужчин. Общественной деятельностью и работой в богадельнях и детских приютах занимались послушницы и монахини из ордена Пречистого Сердца Пресвятой Богородицы.

Богослужения

В храме регулярно проводятся богослужения.

Мероприятие Время проведения
Молитва св. Розария Ежедневно, начало в 17:30
Месса на русском языке Понедельник, среда – суббота: начало в 18:00
В воскресенье Месса совершается в 9:00, 11:00, 18:00
Месса на польском языке Вторник: начало в 18:00
Еженедельные молебны по завершению Мессы Вторник: молебен св. Антонию Падуанскому
Четверг: молебен св. Франциску Ассискому
Дополнительные молебны Май: молебен к Пресвятой Богородице Марии
Июнь: молебен к Святейшему Сердцу Иисуса
Октябрь: молебен к Пресвятой Богородице Марии

Помимо этого, приход предоставляет возможности проведения отдельных богослужений для католических паломнических групп со своим священником или же со священником из прихода. Может быть проведена частная экскурсия по территории храма и кладбища.

Город Смоленск имеет богатую историю, переживающую на своем веку множество перемен. В нем менялась власть и постоянно изменялась религия, склоняясь то к одной, то к другой христианской конфессии. В нем бушевали войны, а расположение на торговых путях регулярно приносило новые веяния.

Еще по теме  Пансионат Солнечная долина в Оленевке Тарханкут Крым Фото отзывы цены
Оцените статью
Путешествия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.